Образовательная программа дошкольного образования "Мозаика"
Образовательная программа дошкольного образования "Мозаика"
Содержание
программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет. Целью Программы «Мозаика» является:
расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого
ребёнка дошкольного возраста. Программа
«Мозаика» направлена на реализацию следующих задач: обеспечение условий
здорового образа жизни и безопасности ребёнка; приобщение детей через
соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства; развитие
интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализация вариативных
образовательных программ; соблюдение прав ребёнка, родителей и других
участников образовательного процесса Программа нацелена на создание следующих
психолого-педагогических условий : личностно ориентированного взаимодействия
взрослых с детьми; полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и
младшими детьми; разработку развивающих педагогических технологий,
соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств
деятельности в определённом возрасте; разработку развивающей
предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую,
познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в
соответствии с возрастом; возможности выбора для всех субъектов образования
(педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных
программ, педагогических технологий и видов деятельности. Особенности программы «МОЗАИКА»: Отсутствие жёстко регламентированных
форм организации детей. Обеспечение оптимального двигательного режима
(свободное перемещение ребёнка). Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в
режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта Составляющие модели образовательного
процесса: совместная
деятельность педагога с детьми, и самостоятельная детская деятельность и
взаимодействие с родителями Организация образовательного процесса по принципу
«клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего)
психолого-педагогического сопровождения Максимальная минимизация «бумажного»
планирования (высвобождение времени для непосредственного взаимодействия
воспитателя с детьми и родителями). Возможность
организовать инклюзивное образование детей с ОВЗ Особенности программы
«МОЗАИКА». Образовательная деятельность строится в соответствии
с: комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни
и окружающего мира; принципом интеграции (образовательные задачи интегрируются
и способствуют созданию целостного образовательного процесса).
Комплексно-тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы.
Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например: сентябрь – «ХОДИТ ОСЕНЬ
ПО ДОРОЖКЕ». Тема месяца определяет темы недели. Например: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ
ЛИСТЬЯ», «ТУЧКИ И ДОЖДИК» и т.д. Комплексно-тематическое планирование – конкретное, вариативное,
интегрирующее. Тема недели в каждый последующий год расширяется, углубляется,
обобщается. Например, тема «Я И МОЯ СЕМЬЯ»: младшая группа – «МАМА И ПАПА»;
средняя группа – «БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»; старшая группа – «ДЕТИ В СЕМЬЕ»;
подготовительная к школе группа – «РОДСТВЕННИКИ». ПРОГРАММА
«МОЗАИКА» РОЛЬ ВЗРОСЛОГО Доброжелательное
уважительное отношение всех со всеми. Конструктивный диалог с родителями
(квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций). Стремление к
бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения
конфликтов). Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование.
Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные
ситуации должны быть увлекательными Создание эмоционально комфортной
образовательной среды ОСНОВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» «МОЗАИКА» ─ это современная отечественная
программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях
модернизации дошкольного образования. «МОЗАИКА» создаёт образовательное
пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей
в единое содружество. «МОЗАИКА» предлагает педагогам широкий набор
педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной
траектории развития ребёнка. Принципы и
подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика» Основными принципами к
формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие : 1.
Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в
общем развитии человека. 2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного
детства. 3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности. 4. Создание благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями. 5. Личностно развивающий и гуманистический
характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей
и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность
организации дошкольного образования. Программа «Мозаика» разработана на основе
культурно-исторического и системно- деятельностного подходов, являющихся
методологией ФГОС ДО. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мозаичный ПАРК» создаёт полноценную
информационно-образовательную среду для реализации программы «Мозаика» и
включает: пособия оборудование Игры, книги, развивающие тетради