14.10.2021
В процессе предварительного логопедического обследования
часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В
таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия
проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).
Целью артикуляционной гимнастики является выработка
правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для
правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные —
артикуляционные уклады различных фонем.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех
движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки
каждого конкретного звука.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на
два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое
название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали.
Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых,
экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы
выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем
в лошадки».
Комплекс
упражнений для артикуляционной гимнастики:
·
для свистящих: «Заборчик», «Лопатка», «Колесо», «Накажи непослушный
язычок», «Чистим зубки», «Часики», «Иголочка»;
·
для шипящих: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»,
«Грибок», «Рупор»;
·
для сонорных звуков
Р, Р': «Маляр», «Лошадка», «Грибок»,
«Гармошка», «Барабанщик»;
·
для сонорных звуков
Л, Л': «Заборчик», «Парус», «Индюк»,
«Качели».
Рекомендации
по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения
3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений
за раз.
2.Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд
(удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики
надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к
более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и
третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые
приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также
свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения
упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может
воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый
должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.10.2021
Дата обновления: 15.10.2021
Дата публикации: 14.10.2021