14.04.2020
Во-первых, обратите
внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где
лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка
или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не
обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли.
В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из
критериев качества, который мы используем при оценке дошкольных образовательных
учреждений, и это действительно очень важно.
Во-вторых, у ребенка
должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно
и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно,
не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о
том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от
суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное
состояние. Он не придет и не скажет: "Мам, не могли бы вы разговаривать
немного потише. Я устал". Нет, мы скорее увидим его усталость в плохом
поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.
Еще ребенку важно,
чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить
кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи –
доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования
пространства (место и время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок
почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 14.04.2020
Дата публикации: 14.04.2020