сводный отчет о результатах исследования качества_2016_2017_2018_

Сводный отчет о результатах исследования качества

Оглавление
Введение ..................................................................................................................................................... 1
1.

Исследование качества образовательной среды в дошкольных образовательных организациях в

2016 — 2018 годах ....................................................................................................................................... 2
1.1. Результаты исследования качества образовательной среды в дошкольных организациях в
2016-2017 годах ............................................................................................................................................ 2
1.2. Результаты исследования качества образовательной среды в дошкольных организациях в
2018 году ....................................................................................................................................................... 4
Результаты ДОО с низким уровнем качества образовательной среды .............................................. 5
Результаты ДОО со средним уровнем качества образовательной среды ........................................ 11
Результаты ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды .......................................... 16
Сравнение результатов ДОО с разным уровнем качества образовательной среды ....................... 21
2.

Исследование взаимосвязи между качеством образовательной среды

в дошкольных

образовательных организациях и когнитивного развития обучающихся в них дошкольников ........26

Введение
В отчете представлены результаты трехлетнего исследования (2016 — 2018 г.г.)
качества

образовательной

среды

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность в сфере дошкольного образования (далее - ДОО). Исследование проводилось с
использованием международного инструмента «Шкалы комплексной оценки качества
образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R». В данном отчете также
приведены результаты исследования взаимосвязи между качеством образовательной среды в
ДОО и когнитивным развитием обучающихся в них дошкольников, проведенного в 2018 году.

1

1. Исследование качества образовательной среды в дошкольных
образовательных организациях в 2016 — 2018 годах
В исследовании качества образовательной среды ДОО в 2016 — 2018 годах принимала
участие 1581 образовательная организация из 73 регионов Российской Федерации, в том числе
в 2016 году — 358, в 2017 году — 934, в 2018 году — 289.
Дошкольные образовательные организации принимали участие в исследованиях 20162018 годов на добровольной основе. В исследование по предложению организаторов были
включены ДОО с разным уровнем качества образовательной среды — низким, средним и
высоким. Развивающий характер исследования качества дошкольного образования позволил
его участникам сосредоточиться на проблемных зонах и значительно повысить свой
результат. Средний уровень качества образовательной среды ДОО, принимавших участие в
исследовании, составил: в 2016 году — 3,54, в 2017 году — 4,01, в 2018 году — 4,297 балла по
7-балльной шкале ECERS-R.
1.1.Результаты исследования качества образовательной среды в дошкольных
организациях в 2016-2017 годах
В таблицах 1 и 2 представлены результаты исследования в 2016 и 2017 годах по одним
и тем же ДОО по подшкалам и показателям в динамике. По подшкалам значимые различия
средних значений 2016 и 2017 гг. у каждого ДОО выборки были обнаружены на уровне
значимости 0,05 во всех случаях (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Значимые различия средних значений подшкал
по результатам 2016 и 2017 гг. (на уровне значимости 0,05)
Подшкалы
Результаты Результаты Различия
2016
2017
в средних

1. Предметно-пространственная среда
2. Присмотр и уход за детьми
3. Речь и мышление
4. Виды детской активности
5. Взаимодействие
6. Структурирование программы
7. Родители и персонал


3,34
3,80
3,46
2,88
4,35
3,51
4,04


3,77
4,08
4,01
3,41
4,85
4,13
4,45

Есть / Нет
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть

По показателям значимые различия точечных значений 2016 и 2017 гг. у каждого ДОО
выборки были обнаружены на уровне значимости 0,05 во всех случаях, кроме показателей
«Внутренние помещения», «Пространство для игр, развивающих крупную моторику», «Прием
2

пищи / Перекусы», «Сон / отдых», «Безопасность», «Песок / вода», «Условия для
удовлетворения личных потребностей персонала» (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Значимые различия точечных значений показателей
по результатам 2016 и 2017 гг. (на уровне значимости 0,05)

Показатели

Результаты
2016

Результаты
2017

Различия
в средних





Есть / Нет

1.1. Внутреннее помещение

3,43

3,40

Нет

1.2. Мебель для ежедневного ухода, игр и учения

4,69

5,06

Есть

1.3. Предметы обстановки для отдыха и комфорта

2,90

3,46

Есть

1.4. Обустройство пространства для игр

3,72

4,02

Есть

1.5. Места для уединения

2,60

3,48

Есть

1.6. Связанное с детьми оформление пространства

2,78

3,45

Есть

1.7. Пространство для игр, развивающих крупную моторику

3,42

3,54

Нет

1.8. Оборудование для развития крупной моторики

3,20

3,79

Есть

2.1. Встреча / Прощание

4,49

5,17

Есть

2.2. Прием пищи / Перекусы

3,60

3,77

Нет

2.3. Сон / отдых

2,78

2,84

Нет

2.4. Пользование туалетом / пеленание

3,63

4,14

Есть

2.5. Гигиена

4,13

4,45

Есть

2.6. Безопасность

4,11

4,07

Нет

3.1. Книги и иллюстрации

3,55

4,14

Есть

3.2. Стимулирование общения

3,66

4,28

Есть

3.3. Использование речи для развития мыслительных навыков

3,07

3,61

Есть

3.4. Повседневное использование речи

3,55

4,01

Есть

4.1. Мелкая моторика

3,73

4,16

Есть

4.2. Искусство

2,88

3,59

Есть

4.3. Музыка / движение

2,74

3,22

Есть

4.4. Кубики

2,86

3,12

Есть

4.5. Песок / вода

3,63

3,82

Нет

4.6. Ролевые игры

3,63

3,98

Есть

4.7. Природа / наука

2,49

3,20

Есть

4.8. Математика / счет

2,97

3,81

Есть

4.9. Использование телевизора, видео и / или компьютеров

2,09

2,77

Есть

4.10. Содействие принятию многообразия

1,52

2,15

Есть

5.1. Присмотр за деятельностью по развитию крупной
моторики детей
5.2. Общий присмотр за детьми (кроме крупно-моторной
активности)
5.3. Дисциплина

4,19

4,48

Есть

4,31

4,60

Есть

4,02

4,62

Есть

5.4. Взаимодействие персонала и детей

4,75

5,37

Есть

5.5. Взаимодействие детей с друг другом

4,47

5,18

Есть

6.1. Распорядок дня

4,01

4,35

Есть

3

6.2. Свободная игра

3,80

4,23

Есть

6.3. Групповые занятия

3,01

3,88

Есть

6.4. Условия для детей с ограниченными возможностями

2,14

3,71

Есть

7.1. Условия для родителей

4,38

4,80

Есть

7.2. Условия для удовлетворения личных потребностей
персонала
7.3. Условия для удовлетворения профессиональных
потребностей персонала
7.4. Взаимодействие и сотрудничество персонала

2,02

2,18

Нет

3,12

3,69

Есть

5,35

5,70

Есть

7.5. Сопровождение работы и оценивание персонала

4,74

5,10

Есть

7.6. Возможности для профессионального роста

4,88

5,38

Есть

В целом среднее значение общего индекса качества образовательной среды увеличено
более чем на 0,2 пункта в 55,74% ДОО, уменьшено — в 18,72% ДОО, осталось без изменений
в 25,53% ДОО. Это говорит о том, что участие в исследовании для более чем половины ДОО
стало стимулом к развитию, но при этом существенных изменений за такой короткий
промежуток времени (1 год с момента сбора первичных данных в 2016 году) ожидать было бы
неправомерно.
1.2. Результаты исследования качества образовательной среды в дошкольных
организациях в 2018 году
В исследование 2018 года вошли от 3 до 15 детских садов из каждого регионаучастника. Всего — 289 ДОО. В финальный анализ качества образовательной среды были
включены результаты экспертиз 218 ДОО, которые смогли обеспечить необходимый уровень
надежности экспертных данных.
Структура отчета выстроена в логике анализа ДО с разным уровнем качества
образовательной среды — низкого, среднего и высокого качества. Уровень качества
образовательной среды был определен исходя из общего среднего балла по ECERS-R:


низкий уровень — до 3 баллов;



средний уровень соответствует диапазону баллов от 3,1 до 4,5;



высокий уровень соответствует диапазону от 4,6 до 6,5 баллов.

4

Результаты ДОО с низким уровнем качества образовательной среды
Среди ДОО, участвовавших в оценке, было выявлено 55 организаций, средний балл по
шкале ECERS-R которых был три или менее баллов, что составляет 25,2% от выборочной
совокупности ДОО. Распределение баллов по основным подшкалам ECERS-R представлено
на рисунке 1.
7,0
6,0
5,0

3,5

4,0
2,9

2,9

2,8

2,6

Scale 1

Scale 2

Scale 3

Scale 4

3,0

3,3
2,9

2,0
1,0
0,0
Scale 5

Scale 6

Scale 7

Рисунок 1. Средние баллы, полученные для подшкал ECERS-R, свойственные ДОО с низким уровнем качества
образовательной среды

Scale 1

Подшкалы ECERS-R
Предметно-пространственная среда
Scale 5

Взаимодействие

Scale 2

Присмотр и уход за детьми

Scale 6

Структурирование программы

Scale 3

Речь и мышление

Scale 7

Родители и персонал

Scale 4

Виды активности

На рисунке 1 самый высокий балл выделен зеленым цветом, а самый низкий —
красным. Наиболее сильной стороной ДОО данной категории стали показатели по шкале
«Взаимодействие», а самыми слабыми — по шкале «Виды активности».
Подшкала «Взаимодействие» отражает некоторые аспекты дисциплины в ДОО,
особенности взаимодействия персонала и детей и присмотра за ними, а также некоторые
аспекты взаимодействия детей друг с другом. Подшкала «Виды активности» отражает
некоторые аспекты доступности и возможности полноценно заниматься различными видами
активности в ДОО, например, такие, как искусство, ролевые игры, музыка/движение и т. д.
Рассмотрим показатели для каждой подшкалы более подробно.

5

1. «Предметно-пространственная среда»

7
6

4,5

5
4

3,5
2,9

2,8

2,9

3,1

2,8

5

6

7

3

3,1

2
1
0
1

2

3

4

8

Рисунок 2. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Предметно-пространственная среда»,
свойственные ДОО с низким уровнем качества образовательной среды

1

Показатели подшкалы «Предметно-пространственная среда»
Внутреннее помещение
5 Места для уединения

2

Мебель для повседневного ухода, игр и учения

6

3

Мебель для отдыха и комфорта

7

4

Обустройство пространства для игр

8

Связанное с детьми оформление пространства
Пространство для игр, развивающих крупную
моторику
Оборудование для развития крупной моторики

Наименьшее число баллов наблюдается для показателей «Мебель для отдыха и
комфорта» и «Пространство для игр, развивающих крупную моторику». Совсем на немного
(на 0.1) отличаются баллы по показателям «Внутреннее помещение» и «Места для
уединения».
Наибольшее число баллов наблюдается для показателя «Мебель для повседневного
ухода, игр и учения».
Таким образом можно заключить, что в ДОО, которым свойственны низкие баллы по
шкале ECERS-R, характерны проблемы, связанные с нехваткой места для полноценной
образовательной деятельности, в частности, для проведения крупно-моторных игр,
размещения оборудования, помещение может быть недостаточно хорошо отремонтировано,
дети ограничены в возможности уединения в групповом помещении по причине отсутствия
или недостаточно хорошо оборудованных мест для уединения.
Меньше всего проблем возникает с обеспечением детей мебелью для повседневного
ухода, игр и учения — в целом, мебель для детей достаточно безопасная и качественная, она
подходит воспитанникам ДОО по размерам.

6

2. «Присмотр и уход за детьми»

7
6
5
4
3
2
1
0

4,3
3,5

3,3

9

10

2,3

2,4

11

12

2,6

13

14

Рисунок 3. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Присмотр и уход за детьми», свойственные
ДОО с низким уровнем качества образовательной среды

Показатели подшкалы «Присмотр и уход за детьми»
Встреча / прощание
12 Пользование туалетом / пеленание

9
10

Прием пищи / перекусы

13

Гигиена

11

Сон / отдых

14

Безопасность

Наименьшие средние баллы были получены для показателей «Сон/ отдых» и
«Пользование туалетом/ пеленание», что указывает на то, что воспитатели не помогают или
недостаточно помогают ребенку расслабиться перед сном, что кроватки в спальнях
расположены без учета требований к размеру личного пространства, унитазы и раковины
неудобны или недостаточно удобны для использования обучающимися данной группы.
С другой стороны, наибольший средний балл наблюдается по показателю «Встреча /
прощание», что указывает на то, что повседневный процесс встречи и прощания детей и
родителей с воспитателями (персоналом) в целом проходит доброжелательно.
3. «Речь и мышление»

7
6
5
4
3
2
1
0

3,4

3,5

15

16

2,7

17

3,3

18

Рисунок 4. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Речь и мышление», свойственные ДОО с
низким уровнем качества образовательной среды

15
16

Показатели подшкалы «Речь и мышление»
Использование речи для развития мыслительных
Книги и иллюстрации
17
навыков
Стимулирование общения между
18 Повседневное использование речи
детьми

7

Наименьший средний балл наблюдается для показателя «Использование речи для
развития мыслительных навыков», что указывает на то, что педагоги уделяют недостаточно
времени и внимания на то, чтобы объяснять дошкольникам логические следствия и
взаимосвязи между различными явлениями и понятиями.
Наиболее высокий средний балл наблюдается по показателю «Стимулирование
общения между детьми», что указывает на то, что в таких ДОО персонал время от времени (но
не систематически) пытается использовать различные ситуации для стимуляции общения
между детьми.
Примечательно, что по данной подшкале в принципе были получены достаточно
низкие средние баллы.
4. «Виды активности»

7
6
5
4
3
2
1
0

3,6

3,0

2,8

3,0

2,7

3,6
2,7

3,1

2,7

1,8

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Рисунок 5. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Виды активности», свойственные ДОО с
низким уровнем качества образовательной среды

19

Показатели подшкалы «Виды активности»
Мелкая моторика
24 Ролевые игры

20

Искусство

25

Природа / наука

21

Музыка / движение

26

22

Кубики

27

23

Песок / вода

28

Математика / счет
Использование телевизора, видео и / или
компьютеров
Содействие принятию многообразия

Для подшкалы «Виды активности» характерен самый низкий средний балл из 7
основных подшкал. При этом самый низкий балл внутри данной подшкалы наблюдается по
показателю «Содействие принятию многообразия». Это указывает на преобладание в
материалах и стиле общения педагогов ДОО стереотипных представлений о расах, культурах,
способностях, поле и пр.
Самые высокие баллы присвоены показателям «Мелкая моторика» и «Ролевые игры»,
что указывает на доступность в группах для детей некоторого количества материалов,
предметов и мебели, которые позволяют детям играть в ролевые игры или повысить качество
мелко-моторных движений.
8

5. «Взаимодействие»
7
6
5

4

4,2

3,9

3,5

4,2

3,4

3
2
1
0
29
30
31
32
33
Рисунок 6. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Взаимодействие», свойственные ДОО с
низким уровнем качества образовательной среды

Показатели подшкалы «Взаимодействие»
29
30
31

Присмотр за деятельностью по развитию крупной
моторики детей
Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной
активности)
Дисциплина

32

Взаимодействие персонала и детей

33

Взаимодействие детей друг с другом

Для подшкалы «Взаимодействие» свойственны низкие средние баллы по показателю

«Дисциплина» и более высокие для «Взаимодействие персонала и детей» и «Взаимодействие
детей друг с другом».
Иными словами, можно заключить, что в целом персонал ведет себя дружелюбно и
приветливо с детьми, может проявлять сочувствие по отношению к ним и теплое отношение.
С другой стороны, в вопросах дисциплины данные ДОО демонстрирую недостаточно
качественно организованные процессы.
6. «Структурирование программы»

7
6
5
4
3
2
1
0

3,5

3,5

34

35

2,9

3,3

36

37

Рисунок 7. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Структурирование программы»,
свойственные ДОО с низким уровнем качества образовательной среды

34

Показатели подшкалы «Структурирование программы»
Распорядок дня
36 Групповые занятия

35

Свободная игра

37

Условия для детей с ограниченными возможностями

9

Для подшкалы «Структурирование программы» самый низкий балл наблюдается по
показателю «Групповые занятия», а самые высокие по показателям «Распорядок дня» и
«Свободная игра».
Это означает, что в ДОО с низким уровнем качества образовательной среды
наблюдаются недостаточность организации малых групп дошкольников для занятий, но
базовый распорядок дня проходит примерно в одной и той же последовательности, он
вывешен в групповом помещении, у детей есть минимальные возможности для осуществления
свободной игры.
7. «Родители и персонал»

7
6
5
4
3
2
1
0

4,8

4,8
4,0

3,9

1,8

38

39

2,4

40

41

42

43

Рисунок 8. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Родители и персонал», свойственные ДОО с
низким уровнем качества образовательной среды

38
39
40

Показатели подшкалы «Родители и персонал»
Условия для родителей
41 Взаимодействие и сотрудничество персонала
Условия для удовлетворения личных
Сопровождение работы и оценивание
42
потребностей персонала
персонала
Условия для удовлетворения
43 Возможности для профессионального роста
профессиональных потребностей персонала

В подшкале «Родители и персонал» самые высокие баллы характерны для показателей
«Взаимодействие и сотрудничество персонала» и «Возможности для профессионального
роста» (близко к категории «хорошо»). В ДОО с низким уровнем качества образовательной
среды обычно отсутствует у персонала время, свободное от работы с детьми (нет перерывов),
места для хранения личных вещей недостаточно.
Взаимодействие и сотрудничество персонала в целом позитивно и благожелательно,
есть распределение обязанностей, есть некоторые возможности для повышения своей
профессиональной квалификации, обучение регулярно, в большинстве таких ДОО доступны
некоторые специализированные материалы для педагогов.

10

Результаты ДОО со средним уровнем качества образовательной среды
Среди ДОО, участвовавших в исследовании, было выявлено 114 организаций, средний
балл по шкале ECERS-R которых лежал в диапазоне от 3.1 до 4.5 баллов, что составляет 52.3%
от выборочной совокупности ДОО.
Распределение баллов по основным подшкалам ECERS-R, характерное для этой
группы ДОО, представлено на рисунке ниже.
7
6

5,1

5

4,1

4,4

4,3

4,8
4,2

3,6

4
3
2
1
0
Scale 1

Scale 2

Scale 3

Scale 4

Scale 5

Scale 6

Scale 7

Рисунок 9. Средние баллы, полученные для подшкал ECERS-R, свойственные ДОО со средним уровнем качества
образовательной среды

Scale 1

Подшкалы ECERS-R
Предметно-пространственная среда
Scale 5

Взаимодействие

Scale 2

Присмотр и уход за детьми

Scale 6

Структурирование программы

Scale 3

Речь и мышление

Scale 7

Родители и персонал

Scale 4

Виды активности

На рисунке выше самый высокий балл выделен зеленым цветом, а самый низкий —
красным. Наиболее сильной стороной ДОО данной категории оказались показатели по шкале
«Взаимодействие», а самыми слабыми — по шкале «Виды активности».

Аналогичные

результаты наблюдаются в ДОО с низким уровнем качества образовательной среды, с
разницей по подшкале «Виды активности» в 1 балл и по подшкале «Взаимодействие» в 1,7
баллов.
Рассмотрим показатели для каждой подшкалы более подробно.

11

1. «Предметно-пространственная среда»

7
6
5
4
3
2
1
0

5,1
4,0

1

3,7

2

3

4,1

3,5

4

5

4,0

3,7

6

7

4,1

8

Рисунок 10. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Предметно-пространственная среда»,
свойственные ДОО со средним уровнем качества образовательной среды

1

Показатели подшкалы «Предметно-пространственная среда»
Внутреннее помещение
5 Места для уединения

2

Мебель для повседневного ухода, игр и учения

6

3

Мебель для отдыха и комфорта

7

4

Обустройство пространства для игр

8

Связанное с детьми оформление пространства
Пространство для игр, развивающих крупную
моторику
Оборудование для развития крупной моторики

Для подшкалы «Предметно-пространственная среда» в ДОО со средним уровнем

качества образовательной среды самый высокий балл наблюдается для показателя «Мебель
для повседневного ухода, игр и учения», а самый низкий — для показателя «Места для
уединения».
В случае с самым высоким баллом по показателю «Мебель для повседневного ухода,
игр и учения», в ДОО со средним уровнем качества образовательной среды наблюдаются
такие же тенденции, как и в ДОО с низким уровнем качества среды. Иными словами, в ДОО с
низким и средним уровнем качества образовательной среды наиболее сильными сторонами
выступают аспекты, оцениваемые в рамках подшкалы «Мебель для повседневного ухода, игр
и учения».
В ДОО со средним уровнем качества образовательной среды самый низкий балл
наблюдается для шкалы «Места для уединения», что схоже с полученными результатами в
ДОО с низким уровнем качества среды, но с разницей в том, что в низко бальных ДОО, помимо
этого показателя, было еще три с минимальными оценками.

12

2. «Присмотр и уход за детьми»

7
6
5
4
3
2
1
0

5,6
4,3

4,2

4,8

4,2

2,8

9

10

11

12

13

14

Рисунок 11. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Присмотр и уход за детьми», свойственные
ДОО со средним уровнем качества образовательной среды

9

Показатели подшкалы «Присмотр и уход за детьми»
Встреча / прощание
12 Пользование туалетом / пеленание

10

Прием пищи / перекусы

13

Гигиена

11

Сон / отдых

14

Безопасность

Для подшкалы «Присмотр и уход за детьми» в ДОО со средним уровнем качества
образовательной среды наименьший балл получен для показателя «Сон / отдых», а самый
высокий балл для показателя «Встреча / прощание» (схожие результаты наблюдаются в ДОО
с низким уровнем качества образовательной среды, но в средних ДОО гораздо выше балл по
показателю пользования туалетом).
3. «Речь и мышление»

7
6
5
4
3
2
1
0

4,2

4,5

15

16

4,1

4,4

17

18

Рисунок 12. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Речь и мышление», свойственные ДОО со
средним уровнем качества образовательной среды

15
16

Показатели подшкалы «Речь и мышление»
Использование речи для развития мыслительных
Книги и иллюстрации
17
навыков
Стимулирование общения между
18 Повседневное использование речи
детьми

13

Для показателей подшкалы «Речь и мышление» самый низкий балл наблюдается для
показателя «Использование речи для развития мыслительных навыков», а самый высокий —
для «Стимулирование общения между детьми», что аналогично результатам ДОО с низким
уровнем качества образовательной среды.
Это означает, что в ДОО и с низким, и со средним уровнем качества образовательной
среды педагоги уделяют недостаточно времени и внимания на то, чтобы объяснять
дошкольникам логические следствия и взаимосвязи между различными явлениями и
понятиями, но, в то же время, персонал использует различные ситуации для стимуляции
общения между детьми.
4.

«Виды активности»

7
6
5

4,3

4

3,8

4,1
3,4

4,0

3,3

3,7

4,0

3

2,6

2,5

27

28

2
1
0
19

20

21

22

23

24

25

26

Рисунок 13. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Виды активности», свойственные ДОО со
средним уровнем качества образовательной среды

Показатели подшкалы «Виды активности»
24 Ролевые игры

19

Мелкая моторика

20

Искусство

25

Природа / наука

21

Музыка / движение

26

Математика / счет

22

Кубики

27

Использование телевизора, видео и / или компьютеров

23

Песок / вода

28

Содействие принятию многообразия

Для подшкалы «Виды активности» самые низкие баллы характерны для показателей
«Использование телевизора, видео и / или компьютеров» и «Содействие принятию
многообразия», а самый высокий — для «Мелкая моторика». Это означает, что в ДОО со
средним уровнем качества образования могут быть запрещены альтернативные виды
активности во время просмотра телевизора / компьютера, могут использоваться материалы, не
соответствующие возрасту детей, в материалах и стиле общения педагогов ДОО преобладают
стереотипные представления о расах, культурах, способностях, поле и пр.

14

Самые высокие средние наблюдаются для показателей «Мелкая моторика», что
указывает на доступность для детей некоторого количества материалов, предметов и мебели,
которые позволяют детям повысить качество их мелко-моторных движений.
5. «Взаимодействие»

7
6
5

4,7

4,9

4,9

29

30

31

5,6

5,3

32

33

4
3
2
1
0

Рисунок 14. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Взаимодействие», свойственные ДОО со
средним уровнем качества образовательной среды

29
30
31

Показатели подшкалы «Взаимодействие»
Присмотр за деятельностью по развитию крупной
32 Взаимодействие персонала и детей
моторики детей
Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной
33 Взаимодействие детей друг с другом
активности)
Дисциплина

Для подшкалы «Взаимодействие» высокий балл наблюдается для показателя

«Взаимодействие персонала и детей», а самый низкий балл — «Присмотр за деятельностью
по развитию крупной моторики детей», что указывает на то, что присмотр за детьми обеспечен
на недостаточно высоком уровне.
6. «Структурирование программы»

7
6
5

4,4

4,3

4,2

3,7

4
3
2
1

0
34

35

36

37

Рисунок 15. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Структурирование программы»,
свойственные ДОО со средним уровнем качества образовательной среды

15

34

Показатели подшкалы «Структурирование программы»
Распорядок дня
36 Групповые занятия

35

Свободная игра

37

Условия для детей с ограниченными возможностями

7. «Родители и персонал»

7
6

5,8

5,5

5,6

41

42

43

5,3
4,4

5
4

2,6

3
2
1
0
38

39

40

Рисунок 16. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Родители и персонал», свойственные ДОО со
средним уровнем качества образовательной среды

38
39
40

Показатели подшкалы «Родители и персонал»
Условия для родителей
41 Взаимодействие и сотрудничество персонала
Условия для удовлетворения личных
Сопровождение работы и оценивание
42
потребностей персонала
персонала
Условия для удовлетворения
43 Возможности для профессионального роста
профессиональных потребностей персонала

Как и в ДОО с низким уровнем качества образовательной среды, в ДОО со средним
уровнем у персонала обычно отсутствует время, свободное от работы с детьми (нет
перерывов), места для хранения личных вещей недостаточно, но их сильной стороной
выступает преобладание позитива во взаимодействиях между сотрудниками, обмен
информацией о некоторых особенностях детей (успехи в поведении, наличии аллергий и пр.).

Результаты ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды
Среди ДОО, участвовавших в исследовании, было выявлено 49 организаций, средний
балл по шкале ECERS-R которых лежал в диапазоне от 4.6 до 6.5 баллов, что составляет 22.5%
от выборочной совокупности ДОО.
Распределение баллов по основным подшкалам ECERS-R, характерное для этой
группы ДОО, представлено на рисунке ниже.

16

7

6,4

6

5,6

5,7

Scale 6

Scale 7

5,6

5,6

5,3

4,9

5
4
3
2
1
0
Scale 1

Scale 2

Scale 3

Scale 4

Scale 5

Рисунок 17. Средние баллы, полученные для подшкал ECERS-R, свойственные ДОО с высоким уровнем качества
образовательной среды

Scale 1

Обозначения подшкал ECERS-R
Предметно-пространственная среда
Scale 5
Взаимодействие

Scale 2

Присмотр и уход за детьми

Scale 6

Структурирование программы

Scale 3

Речь и мышление

Scale 7

Родители и персонал

Scale 4

Виды активности

На рисунке выше самый высокий балл выделен зеленым цветом, а самый низкий —
красным. Наиболее сильной стороной ДОО данной категории оказались показатели по шкале
«Взаимодействие», а самыми слабыми — по шкале «Виды активности».

Аналогичные

результаты наблюдаются в ДОО с низким и средним уровнем качества образовательной
среды.
Рассмотрим показатели для каждой подшкалы более подробно.
1. «Предметно-пространственная среда»

7

6,2
5,7

6
5

5,1

4,8

5,6

4,8

4,8

4,9

5

6

7

4
3
2
1
0
1

2

3

4

8

Рисунок 18. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Предметно-пространственная среда»,
свойственные ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды

1

Показатели подшкалы «Предметно-пространственная среда»
Внутреннее помещение
5 Места для уединения

17

2

Мебель для повседневного ухода, игр и учения

6

3

Мебель для отдыха и комфорта

7

4

Обустройство пространства для игр

8

Связанное с детьми оформление пространства
Пространство для игр, развивающих крупную
моторику
Оборудование для развития крупной моторики

Для подшкалы «Предметно-пространственная среда» наблюдаются самые низкие
баллы в трех показателях — «Внутреннее помещение», «Места для уединения» и «Связанное
с детьми оформление пространства». Это указывает на то, что в ДОО с высоким уровнем
качества образовательной среды наблюдаются трудности с обеспечением детей достаточным
пространством для перемещений, игр, уединения, а также пространством для размещения
оборудования, доступностью детских поделок для самих дошкольников.
Самый высокий балл наблюдается для показателя «Мебель для повседневного ухода,
игр и учения», что указывает на то, что в данном контексте самой сильной стороной ДОО с
высоким уровнем качества образовательной среды выступает соответствие мебели по
размерам для детей, достаточно высокий уровень качества этой мебели.
2.

7
6
5
4
3
2
1
0

«Присмотр и уход за детьми»

6,6
5,5

5,4

6,1

6,1

13

14

3,9

9

10

11

12

Рисунок 19. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Присмотр и уход за детьми», свойственные
ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды

9

Показатели подшкалы «Присмотр и уход за детьми»
Встреча / прощание
12 Пользование туалетом / пеленание

10

Прием пищи / перекусы

13

Гигиена

11

Сон / отдых

14

Безопасность

Для подшкалы «Присмотр и уход за детьми» наблюдаются самый низкий балл для
показателя «Сон / отдых», что аналогично картине результатов в ДОО с низким и средним
уровнем качества образовательной среды. Самый высокий балл был получен для показателя
«Встреча / прощание», что также характерно и для ДОО с низким и средним уровнем качества
среды.

18

3. «Речь и мышление»

7
6
5
4
3
2
1
0

5,6

5,6

5,3

5,5

15

16

17

18

Рисунок 20. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Речь и мышление», свойственные ДОО с
высоким уровнем качества образовательной среды

Показатели подшкалы «Речь и мышление»
17 Использование речи для развития мыслительных навыков

15

Книги и иллюстрации

16

Стимулирование общения между детьми

18

Повседневное использование речи

В ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды для подшкалы «Речь и

мышление» наблюдаются примерно одинаковый уровень качества для составляющих ее
показателей.
4. «Виды активности»

7
6
5
4
3
2
1
0

5,7

5,3

19

20

5,0

4,9

21

22

5,1

23

5,1

4,6

24

25

5,0

26

3,9

3,8

27

28

Рисунок 21. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Виды активности», свойственные ДОО с
высоким уровнем качества образовательной среды

Показатели подшкалы «Виды активности»
24 Ролевые игры

19

Мелкая моторика

20

Искусство

25

Природа / наука

21

Музыка / движение

26

Математика / счет

22

Кубики

27

Использование телевизора, видео и / или компьютеров

23

Песок / вода

28

Содействие принятию многообразия

В результатах ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды наблюдается
схожая картина в результатах по показателям подшкалы «Виды активности» с ДОО со
средним уровнем качества, но немного отлична от результатов ДОО с низким уровнем
качества.
19

5. «Взаимодействие»

7
6
5
4
3
2
1
0

5,6

29

6,2

6,1

30

31

6,6

6,4

32

33

Рисунок 22. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Взаимодействие», свойственные ДОО с
высоким уровнем качества образовательной среды

29
30
31

Показатели подшкалы «Взаимодействие»
Присмотр за деятельностью по развитию крупной
32 Взаимодействие персонала и детей
моторики детей
Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной
33 Взаимодействие детей друг с другом
активности)
Дисциплина

Для подшкалы «Взаимодействие» самый высокий балл наблюдаются для показателя
«Взаимодействие персонала и детей», а самый низкие — для «Присмотр за деятельностью по
развитию крупной моторики детей», что аналогично результатам ДОО со средним уровнем
качества образовательной среды, но немного отлично от результатов ДОО с низким уровнем
качества образовательной среды, что указывает на то, что присмотр за детьми обеспечен на
недостаточно высоком уровне, но персонал проявляет теплое и дружественное отношение
персонала к детям и им нравится быть с детьми.
6. «Структурирование программы»

7
6
5
4
3
2
1
0

5,5

5,8

34

35

5,6

4,9

36

37

Рисунок 23. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Структурирование программы»,
свойственные ДОО с высоким качества образовательной среды

34

Показатели подшкалы «Структурирование программы»
Распорядок дня
36 Групповые занятия

35

Свободная игра

37

Условия для детей с ограниченными возможностями

20

В ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды сильной стороной
выступает организация процесса свободной игры дошкольников и ее сопровождение, а слабой
— условия для детей с ограниченными возможностями.
7. «Родители и персонал»

7
6
5
4
3
2
1
0

6,6

6,2

6,2

6,2

42

43

5,5

3,3

38

39

40

41

Рисунок 24. Средние баллы, полученные для показателей подшкалы ECERS-R «Родители и персонал», свойственные ДОО с
высоким уровнем качества образовательной среды

38
39
40

Показатели подшкалы «Родители и персонал»
Условия для родителей
41 Взаимодействие и сотрудничество персонала
Условия для удовлетворения личных
42 Сопровождение работы и оценивание персонала
потребностей персонала
Условия для удовлетворения
43 Возможности для профессионального роста
профессиональных потребностей персонала

Результаты в ДОО с высоким качеством среды для подшкалы «Родители и персонал»
аналогичны результатам ДОО со средним уровнем (в контексте основных тенденций), но
отлична от результатов ДОО с низким уровнем качества: наиболее высокий балл получен для
показателя «Взаимодействие и сотрудничество персонала» и самый низкий — «Условия для
удовлетворения личных потребностей персонала». У персонала обычно отсутствует время,
свободное от работы с детьми (нет перерывов), места для хранения личных вещей
недостаточно, но их сильной стороной выступает преобладание позитива во взаимодействиях
между сотрудниками, обмен информацией о некоторых особенностях детей (успехи в
поведении, наличии аллергий и пр.).

Сравнение результатов ДОО с разным уровнем качества образовательной
среды
На рисунке ниже представлены сравнительные результаты для ДОО с разным уровнем
качества образовательной среды по подшкалам инструмента ECERS-R.

21

7

6,4
5,6

5,6

6

5,1

4,9
5

4,4

4,2
3,6

4
2,9

4,8

4,3

4,1
2,9

2,8

3

5,7

5,6

5,3

3,5

3,3

2,9

2,6

2
1
0
Scale 1

Scale 2

Scale 3

Scale 4

Scale 5

Scale 6

Scale 7

Scale 1

Обозначения подшкал ECERS-R
Предметно-пространственная среда
Scale 5
Взаимодействие

Scale 2

Присмотр и уход за детьми

Scale 6

Структурирование программы

Scale 3

Речь и мышление

Scale 7

Родители и персонал

Scale 4

Виды активности

Сравнение результатов подшкал ECERS-R между ДОО с разным уровнем качества
образовательной среды указывает на то, что по основным показателям инструмента в разных
ДОО были получены примерно схожие результаты. Вне зависимости от одного из трех
выделенных уровней качества образовательной среды, в этих ДОО самые низкие баллы
получены для подшкалы «Виды активности», а самые высокие — «Взаимодействие». Однако
в ДОО со средним уровнем качества образовательной среды достаточно высокий балл
наблюдается также для подшкалы «Родители и персонал».
7

6,2
5,7

6
4,8

5

4,0

5,6

5,1

5,1
4,5

4,1
3,7

4
2,9

4,9

4,8

4,8
4,0

3,5

3,5
2,9

2,8

3,1

3,1

2,8

3

4,1

3,7

2
1
0
1

2

3

4

5

6

1

Показатели подшкалы «Предметно-пространственная среда»
Внутреннее помещение
5 Места для уединения

2

Мебель для повседневного ухода, игр и учения

6

3

Мебель для отдыха и комфорта

7

4

Обустройство пространства для игр

8

7

8

Связанное с детьми оформление пространства
Пространство для игр, развивающих крупную
моторику
Оборудование для развития крупной моторики

22

На рисунке выше представлены результаты по показателям подшкалы «Предметнопространственная среда» в ДОО с разным уровнем качества образовательной среды. Заметно,
что в ДОО с разным уровнем качества образовательной среды результаты достаточно
разнородны. Они схожи для показателя «Мебель для повседневного ухода, игр и обучения» —
они самые высокие в ДОО всех категорий. Но результаты различны для показателей, для
которых были получены низкие результаты.
6,6

7

5

6,1

6,1

5,6

6

5,5

5,4

4,8

4,3

4,3

4

4,2

4,2

3,9

3,5

3,3
2,8

3

2,6

2,4

2,3

2
1
0
9

10

9

11

12

13

14

Показатели подшкалы «Присмотр и уход за детьми»
Встреча / прощание
12 Пользование туалетом / пеленание

10

Прием пищи / перекусы

13

Гигиена

11

Сон / отдых

14

Безопасность

На рисунке выше представлены сравнительные результаты по показателям ECERS-R в
ДОО с разным уровнем качества образовательной среды для подшкалы «Присмотр и уход за
детьми», которые указывают на схожие тенденции в ДОО с низким, средним или высоким
уровнем качества среды. В данном контексте наиболее слабыми сторонами ДОО выступают
параметры оценки по показателю «Сон / отдых», а сильной стороной — «Встреча / прощание».
7

5
4

5,6

5,6

6

4,5

4,2

4,4

4,1

3,5

3,4

5,5

5,3

3,3
2,7

3
2
1
0
15

15
16

16

17

18

Показатели подшкалы «Речь и мышление»
Книги и иллюстрации
17 Использование речи для развития мыслительных навыков
Стимулирование общения между
18 Повседневное использование речи
детьми

На рисунке выше представлены сравнительные результаты оценки в ДОО с разным
уровнем качества образовательной среды по подшкале «Речь и мышление». По результатам
23

заметно, что в разных ДОО наблюдаются очень схожие тенденции — сильной стороной
выступает показатель «Стимулирование общения между детьми», а слабой — «Использование
речи для развития мыслительных навыков». Примечательно, что в ДОО с высоким уровнем
качества сильной стороной также выступает показатель «Книги и иллюстрации».
7
5,7

6
5
4

4,3
3,6

5,3
3,8
3,0

3

5,1

5,0

4,9

4,1
3,4
2,8

3,3
2,7

5,1
4,0
3,6

3,0

4,6
3,7

5,0
4,0
3,1

2,7

3,9

3,8

2,7 2,6

2,5
1,8

2
1
0
19

20

21

22

23

24

25

26

27

19

Показатели подшкалы ECERS-R «Виды активности»
Мелкая моторика
24 Ролевые игры

20

Искусство

25

Природа / наука

21

Музыка / движение

26

Математика / счет

22

Кубики

27

Использование телевизора, видео и / или компьютеров

23

Песок / вода

28

Содействие принятию многообразия

28

На рисунке выше представлены сравнительные результаты оценки в ДОО с разным
уровнем качества образовательной среды по подшкале «Виды мышления». По результатам
заметно, что в разных ДОО наблюдаются очень схожие тенденции — сильной стороной во
всех выделенных ДОО выступает показатель «Мелкая моторика», а слабой — «Содействие
принятию многообразия». Примечательно, что в ДОО с низким уровнем качества сильной
стороной также выступает показатель «Ролевые игры», а также наблюдаются схожие слабые
стороны в ДОО со средним и высоким уровнем качества образовательной среды по
показателю «Использование телевизора, видео и / или компьютеров».
7

6,2

6
4

5,3

4,9

4,9

4,2

4,2

3,9

3,5

6,4

5,6

4,7

5

6,6

6,1

5,6

3,4

3
2
1
0
29

29
30
31

30

31

32

33

Показатели подшкалы «Взаимодействие»
Присмотр за деятельностью по развитию крупной
32 Взаимодействие персонала и детей
моторики детей
Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной
33 Взаимодействие детей друг с другом
активности)
Дисциплина

24

На рисунке выше представлены сравнительные результаты оценки в ДОО с разным
уровнем качества образовательной среды по подшкале «Взаимодействие». По результатам
заметно, что в разных ДОО наблюдаются схожие тенденции для показателя «Взаимодействие
персонала и детей» и «Взаимодействие детей друг с другом» - они вступают сильной стороной
во всех категориях ДОО. Слабой стороной в ДОО со средним и высоким уровнем качества
образовательной среды оказались параметры показателя «Присмотр за деятельностью по
развитию крупной моторики детей», а в ДОО с низким уровнем — «Дисциплина».
7

5,6
4,9

4,4

5
4

5,8

5,5

6

4,3

3,5

4,2

3,7

3,5

3,3

2,9

3
2
1
0
34

35

36

37

34

Показатели подшкалы «Структурирование программы»
Распорядок дня
36 Групповые занятия

35

Свободная игра

37

Условия для детей с ограниченными возможностями

Несмотря на то, что в ДОО с разным уровнем качества образовательной среды есть как
наиболее высокие средние баллы по показателям подшкалы «Структурирование программы»,
так и наиболее низкие, если рассматривать их в каждой из категорий ДОО, то можно сказать,
что в ДОО с низким уровнем качества образовательной среды они примерно одинаково
низкие, в ДОО со средним уровнем качества они примерно на одном и том же среднем уровне,
а в ДОО с высоким уровнем качества они примерно одинаково высокие, кроме показателя
«Условия для детей с ограниченными возможностями».
7

6,6

6,2

6

5,5

5,3
4,4

5

6,2
5,6

5,5
4,8

4,8
4,0

3,9
4

6,2

5,8

3,3
2,6

3

2,4

1,8

2
1
0
38

38
39

39

40

41

42

43

Показатели подшкалы «Родители и персонал»
Условия для родителей
41 Взаимодействие и сотрудничество персонала
Условия для удовлетворения личных
Сопровождение работы и оценивание
42
потребностей персонала
персонала

25

40

Условия для удовлетворения
профессиональных потребностей персонала

43

Возможности для профессионального роста

На рисунке выше представлены сравнительные результаты оценки в ДОО с разным
уровнем качества образовательной среды по подшкале «Родители и персонал». По
результатам заметно, что в разных ДОО наблюдаются очень схожие тенденции по показателю
«Условия для удовлетворения личных потребностей персонала», которая выступает их слабой
стороной и по показателю «Взаимодействие и сотрудничество персонала». Примечательно,
что в ДОО с низким уровнем качества одной из сильных сторон также выступает показатель
«Возможности для профессионального роста».

2. Исследование взаимосвязи между качеством образовательной среды
в дошкольных образовательных организациях и когнитивного
развития обучающихся в них дошкольников
В 2018 году было проведено исследование связи между диагностированным уровнем
развития дошкольников и параметрами образовательной среды ДОО, в котором они получают
образование.

Полученные

результаты

исследования

подтверждают

основную

исследовательскую гипотезу о том, что между отдельными параметрами образовательной
среды ДОО и отдельными аспектами развития дошкольников существует значимая связь, при
которой более высокий уровень качества образовательной среды ДОО позволяет достичь
более существенных успехов в развитии дошкольников.
В исследовании принимали участие 289 ДОО из 39 субъектов Российской Федерации.
Из них 211 ДОО были включены в анализируемую матрицу данных исследования после
проверки базы на пропуски и адекватность представленных экспертных данных.
Возраст детей, принявших участие в исследовании, варьируется от 4:00 лет до 6:11 лет
(число полных лет и число полных месяцев). Средний возраст участников исследования — 5:6
лет. Самый часто встречающийся возраст (мода) равняется 5:4 лет.
Таблица 3. Усредненные результаты оценки уровня когнитивного развития
дошкольников в ДОО с разным уровнем качества образовательной среды
Средние баллы в ДОО с разным уровнем

Показатели оценки когнитивного развития

Средний

дошкольников

балл по

качества образовательной среды
Низкий

Средний

Высокий

выборке
Творческое мышление

31

30

32

34

Уровень произвольности

16

16

17

18

Логическое мышление. Итоговый балл

44

41

44

47

26

Логическое мышление. Умение

6

6

6

7

16

15

16

17

устанавливать закономерности

21

20

21

23

Прогрессивные матрицы Равена

21

19

21

22

Социальное развитие

70

71

70

72

Речевое развитие. Шкала 1

27

24

25

27

Речевое развитие. Шкала 2

23

19

21

22

Речевое развитие. Шкала 3

15

10

11

11

Речевое развитие. Шкала 4

28

22

26

27

Речевое развитие. Шкала 5

18

16

17

18

Речевое развитие. Шкала 6

20

18

19

20

Речевое развитие. Шкала 7

25

23

25

25

Речевое развитие. Шкала 8

18

14

16

17

Речевое развитие. Шкала 9

17

15

16

16

Речевое развитие. Шкала 10

20

17

19

19

Речевое развитие. Шкала 11

28

26

27

28

Речевое развитие. Шкала 12

25

23

24

24

классифицировать объекты
Логическое мышление. Умение проводить
вербальные обобщения
Логическое мышление. Способность

Примечание. Красным отмечены средние результаты ниже среднего выборочного, а
зеленым — выше.
Различия между уровнем развития дошкольников, получающих образование в ДОО с
низким качеством образовательной среды (2 балла по шкале Ecers-R) и дошкольников,
получающих образование в ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды (6
баллов) достигают 17% по среднему баллу и 63% по минимальному баллу. Таким образом, мы
можем заключить, что ДОО с высоким уровнем качества образовательной среды более
существенное влияние оказывают на детей с низким уровнем развития, максимально
подтягивая его вверх.
Самое значимое влияние образовательная среда ДОО оказывает на социальное и
речевое развитие дошкольников.
Были определены параметры образовательной среды ДОО, оказывающие наиболее
существенное влияние на развитие дошкольников, среди таких параметров можно отметить
«Предметно-пространственная среда» и «Взаимодействие» (между педагогом и детьми, детей
друг с другом), «Виды активности», «Структурирование программы».
При

более

детальной

оценке

корреляции

отдельных

показателей

качества

образовательной среды и уровнем когнитивного развития дошкольников выявились
следующие особенности:
27

- наиболее значимая корреляция между уровнем логического мышления дошкольников
и параметрами образовательной среды ДОО установлена по следующим показателям:
Обустройство пространства для игр, Математика/счёт, Присмотр за деятельностью по
развитию крупной моторики детей, Взаимодействие персонала и детей;
- наиболее значимая корреляция между уровнем социального развития и параметрами
образовательной среды ДОО установлена по следующим показателям: Места для уединения,
Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей, Распорядок дня. Гибкий
распорядок дня и возможность побыть какое-то время одному снижает уровень агрессии
дошкольников и повышает их социальную адаптацию;
- наиболее значимая корреляция между уровнем творческого мышления и параметрами
образовательной среды ДОО установлена по следующим показателям: Обустройство
пространства для игр, Связанное с детьми оформление пространства, Оборудование для
развития крупной моторики, Книги и иллюстрации, Мелкая моторика, Искусство, Музыка /
Движение, Математика / Счет, Содействие принятию многообразия.
В ходе исследования было отмечено, что сильные стороны наших садов — хорошее
пространство, мебель, соответствующая возрастным нормам, безопасность и некоторые
другие параметры.
Среди недостатков можно отметить — преобладание фронтальных методов обучения
детей (всем детям одно содержание в одно время), минимум времени отводится на работу в
небольших группах и индивидуальную работу детей. Детям не предоставляется время для
свободного экспериментирования и исследовательской деятельности в мини-группах и
индивидуально. Низкая степень поддержки детской инициативы в образовательной
деятельности при освоении различных образовательных областей (в основном, детская
инициатива поддерживается во время свободной игры во время прогулки).

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».